В этом здании я больше не работаю

Хмурое утро 9 января 1905 года.

Валентин Серов стоял в Петербургской Академии художеств у окна и смотрел как на площадь перед Николаевским мостом собирался народ. Было известно, что из разных концов столицы к Зимнему дворцу идут люди — говорить с царем. Из окна открывалась панорама города — величие и красота, всегда покорявшие Серова. Художник думал о том, что царь, наверное, постарается сделать что-то для идущих к нему людей.

Помог же он Савве Ивановичу Мамонтову, несправедливо обвиненному в финансовых махинациях.

Между черной массой людей и цепочкой солдат на мосту постепенно сокращалась белая свободная полоса, люди двигалась все медленнее. От толпы отделился человек и сделал несколько шагов к солдатам. Он размахивал рукой, по-видимому, что-то кричал. Слов не было слышно

И вдруг произошло невероятное, непоправимое

Послышался треск. Человек согнулся, упал набок – темная нелепая фигурка на белом снегу. Толпа медленно попятилась назад. На снегу появились еще три темных пятна.

«Они сейчас встанут. Их просто сбили с ног», — подумал Серов.

Перед строем солдат бегал офицер. В его руках была сабля. Штыки солдат были направлены в сторону толпы. На мосту за спинами солдат выстраивались кавалеристы. Офицер отбежал в сторону, цепь солдат раздвинулась и всадники двинулись на людей.

Серов сбежал вниз. В вестибюле было шумно, он стал пробиваться на улицу.        Зачем – он и сам потом не мог вспомнить.                                                                        —   Куда?- схватил его кто-то за плечо. В открытую дверь художник увидел над головами людей фигуру всадника с саблей в руке

В.Серов. Солдатушки, браво ребятушки, где же ваша слава? 1905. Картон, тушь. СПб

«То, что пришлось видеть мне из окна Академии художеств 9 января, не забуду никогда, — писал художник И.Е.Репину, — Как главнокомандующий петербургскими войсками, в этой безвинной крови повинен и президент Академии художеств, одного из высших институтов России. Не знаю, в этом сопоставлении есть что-то поистине чудовищное».

В.Серов. 1905.После усмирения. 1905. Карандаш
В.Серов. Разгон казаками демонстрантов в 1905. Бумага, карандаш.Эскиз

Из письма В.Серова и В.Поленова  в Академию художеств: «Мрачно отразились в сердцах наших страшные события 9 января. Некоторые из нас были свидетелями как на улицах Петербурга убивали беззащитных людей, и в памяти нашей запечатлена картина кровавого ужаса.   Мы, художники, глубоко скорбим, что лицо, имеющее высшее руководство над этими войсками, пролившими братскую кровь, в тоже время стоит во главе Академии художеств».

Вице-президент Академии не посмел огласить заявление.

Тогда Серов пишет: «Вследствие того, что заявление, поданное в собрание Академии за подписью В.П. Поленова и моей, не было или не могло быть оглашено в собрании Академии — считаю себя обязанным выйти из состава членов Академии…

                                                                                                    Валентин Серов.»

Несколько ремарок

  • С. Мамонтов (1841-1918) –крупный промышленник. Творчество многих деятелей искусства было связано с его именем. « Он хорошо чувствовал талантливых людей, всю жизнь прожил среди них, многих…поставил на ноги, да и сам был исключительно, завидно даровит» — так писал о нем А.М. Горький. Осенью 1899г., был объявлен банкротом и арестован по обвинению в мошенничестве. По ходатайству Серова перед царем был выпущен из тюрьмы под домашний арест. В 1900 г. оправдан судом.
  • В 1900 г. Серов пишет два портрета Николая II и несколько портретов членов императорской семьи.
Портрет Николая II
Серов В.А. Портрет императора Николая II, 1900. Холст. масло, Государственная Третьяковская галерея

 

  • Далее следует охлаждение отношений. Серов, несмотря на желание царя иметь еще один портрет, уклоняется от работы. Одну из причин этого можно найти в мемуарах князя Ф.Ф.Юсупова: «… По натуре он был независим и бескорыстен и не мог скрыть того, что думает. Рассказал мне, что, когда писал портрет государя, государыня поминутно досаждала ему советами. Наконец он не выдержал, подал ей кисть и палитру и попросил докончить за него». Императрица, раздосадованная, вышла, император промолчал.

  • О других можно только догадываться. Возможно портретист, и несомненно хороший физиономист, разглядел в чертах царя то, что предопределило его отношение к монарху. К.Коровин (его друг) писал об этом портрете: « Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора…»

  • В 1902 г., когда самодержец пытается через С.Дягилева (друга художника) вернуть Серова, тот резко отвечает: «В этом доме я больше не работаю».

  • Президентом Академии художеств и главнокомандующим Петербургским гарнизоном во время январских событий был великий князь Владимир Александрович, третий сын императора Александра II, брат Николая II.
  • Серов после 9 января 1905г. очень изменился.Об этом пишет  И.Репин: « …он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим: особенно удивляли всех его крайние политические убеждения».

В.А.Серов, фото 1890г.

                           

  • Валентин Александрович Серов скончался 5 декабря 1911 г. от сердечного приступа

    Умер художник, человек, гражданин.

 

Спасибо за просмотр!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

пять + 9 =