Что за жизнь, право!

Эх, Петербург! Что за жизнь, право! – так с восторгом вспоминал о жизни в столице Хлестаков в небезызвестной комедии Н.В.Гоголя.

Как же жил в городе этот чиновник 14-го класса – коллежский регистратор – самый маленький винтик в механизме огромной Российской империи?

   Во-первых, где он жил? В 30-40-е годы в столице существовало несколько районов, где жили мелкие чиновники, актеры , художники, ремесленники. Это были Пески, Коломна, Васильевский остров, Петербургская сторона. Названия улиц и переулков сами говорят об этом – Дворянская, Мещанская, Гончарная, Столярный и т.п. Здесь были доходные дома, мастерские ремесленников, мелочные лавки. Улицы покрыты булыжником, тротуары по мере удаления от центра становятся все уже, маленькие деревянные дома или 4-5-этажные каменные.

Люди побогаче жили в бельэтаже и во втором этаже, выше уже сдавались комнаты и даже углы. В квартиры подороже вела лестница с улицы, бедные квартиры имели ход только со двора, по «черной лестнице» Здесь, открывая дверь, вы могли попасть прямо в кухню, зачастую грязную, пахнущую несвежей едой.

Мы знаем, что у Хлестакова было двое слуг- лакей и кухарка. Но его отец все-таки был помещиком. А вот у Поприщина – героя повести «Записки сумашедшего» — была только кухарка. Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» совсем не имел слуг, не очень часто отдавал прачке белье – не было денег.

Как такой чиновник вроде Хлестакова проводил свой день? Утром – служба в департаменте. В   три часа- прогулка по Невскому проспекту. Кондитерская, где он съедает пару пирожков и просматривает «Северную пчелу». Потом продолжение прогулки – надо же посмотреть на хорошеньких женщин, на моды, показать свой новый фрак, за который , правда, необходимо заплатить портному.

В.Садовников. Аничков дворец со стороны Невского проспекта.1839.Акварель
В.Садовников.Вид Невского проспекта.1840-е. Акварель
Пассаж. Открыт в Петербурге в 1848г.

Вечером театр, где дают какой-нибудь водевиль. Там бывают и другие пьесы, но они не интересны Хлестакову. Когда же хочется, так сказать, пищи для души, Хлестаков идет к своему другу, тоже чиновнику, Ивану Васильевичу Тряпичкину…беседуют о литературе, то есть пересказывают и перевирают петербургские литературные сплетни.

Бывают и неприятности: уж очень много в Петербурге старших по чину, можно прозевать и не поприветствовать, а это чревато наказанием. Все что есть лучшего на свете, достается или камер-юнкерам или генералам. Но тут уж ничего не сделать.

Зато он с удовольствием позволяет себе посмеяться над «чиновниками для письма», «канцелярскими крысами»: сыплет им на головы бумажки, толкает под руку, мешая писать, рассказывает про них разные истории.

Странный, зачастую пустой мир рисует нам Гоголь – мир петербургской бюрократии, в нем только форма: чин, мундир. В этом формальном мире происходят удивительные и совершенно бессмысленные анекдоты.

У майора Ковалева сбегает с лица нос , ездит по Невскому в чине статского советника. В лавку приходят две коровы и просят себе фунт чаю. У чиновника крадут шинель и он умирает от горя, мертвым ходит по улицам Петербурга и требует обратно украденное.

Велик Гоголь, он нарисовал гениальные гротескные фигуры  в своих произведениях. Насмешки Гоголя —  иногда жестокие, временами ироничные, зачастую искренне – сочувствующие.

Таков его мелкочиновничий Петербург.

Небольшие пометки

  • Со времен Петра 1 был введен «Табель о рангах» — строгая иерархия в государственной службе. Все служащие делились на 14 классов Каждый класс имел определенный чин , военный или штатский. Коллежский регистратор — самый низший чин 14 класса. В этой иерархии играло роль социальное происхождение и имущественное положение чиновников.
  • «Северная пчела» — реакционная петербургская газета, была негласным органом III отделения (политическая полиция) канцелярии императора, участвовала в травле Пушкина.

  • Камер-юнкер – придворное звание, давалось молодым людям из аристократических семей, при Петре I — чин 7-го класса, при Гоголе – чин 5-го класса. Терлись при императорском дворе, выполняли поручения обер-камергера и монарха.
  • Водевиль занимал особую роль в театральной жизни Петербурга, постановки поощрялись властями по простой причине – это был некий «социальный громоотвод». Водевиль-комедия, водевиль-фарс, водевиль-шутка. Особой популярностью пользовались водевили «с переодеваниями». И хотя встречались великолепные постановки, вроде «Лев Гурыч Синичкин» (1840), но это было скорее исключение из общей массы мещанского низкопробного театра (на подобие театра К.Барабаса из «Приключения Буратино»). «Из театра мы сделали игрушку…» — писал Николай Васильевич. Постановок водевилей не чурались даже крупнейшие театры того времени, например Александринский.
  • За отсутствие чинопочитания в соответствии с «Уложением о наказаниях»  от 1832г. могло последовать особенное наказание: исключение со службы, освобождение от занимаемой должности,  вычет из времени службы, понижение в должности,  вычет из жалования, объявление выговора с занесением в послужной список, объявление начальством замечания.
  • Акакий — в переводе с греческого «незлобивый», т.е. Акакий Акакиевич – «вдвойне незлобивый». Гоголь искренне сопереживает своему герою.
Спасибо за просмотр!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

четыре × 3 =