Собор Воскресения Христова на Крови (Спас на Крови).

В центре Санкт-Петербурга на канале Грибоедова находится Собор Воскресения Христова на Крови— храм Спаса на крови — очень нарядный и яркий, больше похожий на русский сказочный терем. 

spas-na-krovi

Храм привлекает к себе внимание своей необычной архитектурой, выполненной в так называемом «русском стиле».

История

Своему появлению храм обязан трагическому событию в истории России — на этом месте произошло покушение на императора Александра II.

Колокольня, увенчанная золотым куполом, сооружена на месте, где был смертельно ранен император Александр II. Нижнюю часть колокольни занимают мозаичные гербы городов и губерний России, участвовавших в создании храма.

На набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) 1 марта 1881 года народоволец Игнатий Гриневицкий бросил бомбу под ноги государю и после смертельного ранения через 1,5 часа император Александр II скончался..

Император Александр III, сын погибшего императора, на чрезвычайном заседании Городской Думы, поддержав депутатов, решил на месте гибели отца возвести мемориальный храм.

Изначально построили временную часовню, проект которой за два дня подготовил молодой архитектор Л.Н.Бенуа. Часовня простояла на набережной до 1883г. — начала строительства храма.

Александр III объявил конкурс на лучший проект храма-памятника.
Работа, представленная архитектором Альфредом Александровичем Парландом в соавторстве с настоятелем Троице-Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием (Малышевым), была наконец одобрена императором 29 июня 1883 года, но с условием дальнейшей доработки, которую производил архитектор А.А.Парланд. Окончательно этот проект был утвержден только 1 мая 1887 года

Торжественная закладка храма состоялась 6 октября 1883 года, в присутствии императорской четы — императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. В честь этого события была выбита медаль, которую по традиции вместе с закладной доской заложили в основание будущего престола. Первый камень положил лично император.

Перед этим часть чугунной решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью Александра II, были сняты, уложены в ящики и перенесены на хранение как реликвии в часовню на Конюшенной площади.

Строительство собора длилось 24 года. Его смета составила 4 606 756 рублей (из них 3 100 000 рублей выделила казна, остальное составили пожертвования от императорской фамилии — 1 миллион рублей, государственных учреждений и частных лиц).

Освящение собора произошло 19 августа (1 сентября) 1907 года в присутствии императорской четы — Николая II и Александры Федоровны, великих князей и княжон, министров Двора и высшего духовенства. В этот день в храм проходили только по специальным пропускам, подписанным министром П.Столыпиным.

Шатры, покрытые цветной черепицей, венчают двуглавые орлы, в тимпанах крылец — мозаичные композиции по оригиналам В.М.Васнецова «Страсти Христовы». 

На мемориальном храме, возведенном в память о трагической кончине императора Александра II, размещены 20 досок из красного гранита, на которых высечены основные события царствования императора. Одна из досок описывает событие, которому посвящено строительство храма, время заложения и освящения, а также сообщает, что собор был выстроен на всенародные пожертвования.
Храм вмещал в себя около 1600 молящихся, средства на его содержание выделяло государство.

Архитектура, особенности 

Храм Спаса на крови вобрал все самое лучшее и выразительное из арсенала русского зодчества допетровской Руси и напоминает, как и хотел того император Александр III, московские и ярославские церкви XVI –XVII веков.

Внешний облик храма отличает богатая отделка — резные мраморные наличники, фронтоны-кокошники, мозаичные панно, позолота, эмаль..


При возведении храма были применены передовые для того времени технологии. Так, например, в храме была устроена оригинальная система воздушного отопления, разработанная в бюро инженера С.Я.Тимоховича, а освещение храма было электрическим. В дни праздничных богослужений в соборе зажигали все 1689 электроламп!

Также для собора была выполнена система молниезащиты, громоотводами служили кресты центральной главы и колокольни.

Для покрытия пяти куполов, венчающих центральный объем храма, было применено уникальное для храмового зодчества решение – использовать ювелирную эмаль белого, желтого, зеленого и голубого цветов. Эмаль, не имеющая аналогов в России, была изготовлена на фабрике А.М.Постникова.

Восточная часть собора увенчана тремя небольшими золочеными главками. Всего Спас венчают девять глав, создающих асимметричную живописную группу.

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство храма, поражающее своей красотой и неповторимостью, является одним из крупнейших собраний монументальной мозаики Европы.

Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, общая площадь которой более 7000 м2!

В 1895 году за право исполнения мозаик для храма-памятника соревновались известные итальянские фирмы — «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиати и «Societa Mussiva», немецкая фирма «Пул и Вагнер», мозаичное отделение Академии художеств и основанная в 1890 году частная мастерская Александра и Владимира Фроловых. 

.

Внутри нет ни одной живописной работы. Прекрасные мозаичные картины покрывают всё внутреннее пространство храма.

Победу одержала мастерская Фроловых. С 1896 по 1907 годы ее мастера исполнили свыше 600 икон и мозаичных композиций, декорирующих фасады и интерьер. Эскизы к мозаикам создавали известные живописцы, такие как, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов и другие.

Летящий с посохом Архангел Гавриил, сообщающий Марии благую весть о рождении будущего Спасителя. 

В храме на синем фоне стен представлен земной путь Спасителя — от иконы Рождества Христова в нижнем регистре южной стены до чудес и исцелений, изображенных на иконах северной стены.

Размещение изображений строго продумано — оно отражает мемориальный характер собора.
В храме два ряда окон, из которых свет по всему периметру падает на мозаичное пространство.
В своде главного барабана – лик Христа Пантократора, что в переводе с греческого означает Вседержитель. Евангелие перед ним раскрыто на словах «МИР ВАМ». 
В центре собора, в полусфере, перед алтарем излучает мозаика «Преображение Господне». Христос, преобразившийся перед Своими учениками, изображен в центре, в лучах блистающего света.

По бокам центрального иконостаса расположены киоты — места для наиболее почитаемых икон. Киоты выполнены из прекрасного уральского родонита (орлеца), коргонского порфира, ревневской, орской и аушкульской яшм.

Зеленая ревневская яшма и розовый родонит также были использованы для создания надгробий над могилами императора Александра II и его жены Марии Александровны в Петропавловском соборе.

В левом северном киоте — икона Святого благоверного князя Александра. В правом южном киоте – икона Воскресения Христова,

Икона Святого благоверного князя Александра Невского — небесного покровителя императора Александра II, набранная по живописному оригиналу Михаила Нестерова. Князь склонился перед иконой Богоматери, над которой выложены слова из Писания «Не в силе Бог, а в правде». 
Мемориальная табличка рядом с иконой Александра Невского, выполненной в Академии художеств.
Икона Воскресения Христова набранная по живописному оригиналу по оригиналу М.В.Нестерова.
14 икон, заполнявшие ниши киотов, не сохранились. Оклады икон, преподнесенные в дар собору во время строительства, были выполнены из серебра, украшены эмалью, позолотой и жемчугом..

Шедевр камнерезного искусства — одноярусный иконостас храма Воскресения, выполнен по эскизу архитектора А.А.Парланда из итальянского мрамора.

Ажурная резьба иконостаса напоминает резьбу по дереву и поражает виртуозностью и разнообразием. Три больших кокошника венчают иконостас, над ними пока не установлены кресты, ранее украшенные гранеными кристаллами хрусталя, но планируется их воссоздание.

Центральные местные иконы иконостаса «Спаситель» и «Пресвятая Богородица» набраны в мозаичной мастерской Академии Художеств по живописным оригиналам В.М.Васнецова.

В центре иконостаса находятся царские врата, недавно заново созданные и возвращенные на свое место. Их краткое описание представлено архитектором Парландом А.А. в Отчете о строительстве храма: «Царские врата – из серебра на металлическом каркасе, с эмалевыми украшениями по золотому фону и с эмалевыми же изображениями 4 Евангелистов и Благовещения (исполнены по рисункам архитектора строителя) — дар Петербургской Купеческой Управы».

Иконостас с другого ракурса

Помимо мозаики в оформлении интерьера храма использовали полудрагоценные камни всевозможных пород — яшма, мрамор, порфир, лабрадорит, орлец.

Облицовка цоколя четырех пилонов сделана из житомирского лабрадорита, из глубины его темной поверхности проступают ярко-синие, серебряные и золотистые искры.
Каменная скамья

Каменный пол храма представляет собой мозаичный ковер, созданный из красочных сортов итальянского мрамора в Генуэзской фирме «Нови». Более десятка видов камня различных расцветок создали сорок пять практически не повторяющихся узоров. Площадь мраморного пола в храме более 600 кв. м. Толщина верхнего слоя мрамора — 5 мм.

Мозаичный пол
Фрагмент мозаики пола
Мозаичный узор

Сень

Особое внимание в храме уделено месту смертельного ранения императора, оно обозначено шатровой яшмовой сенью. 

Сень – это художественно оформленный навес на колоннах, символизирующий собой покров или защиту данного места. Большая часть убранства была создана из русской алтайской и уральской яшмы; балюстрада, вазоны и каменные цветы на шатре из уральского родонита. За золоченой решеткой с императорской короной находится булыжная мостовая, плиты тротуара и решетка канала – место, где был смертельно ранен император Александр II.

Архитектор А.А.Парланд писал: «Это место по окончании постройки снова восстановлено в прежнем виде, а именно: уложены часть тротуара с откосом из мелкого камня, часть булыжной мостовой и установлена часть решетки от набережной Екатерининского канала. Камни уложены в той же высоте, как было раньше. Пол сени оказался ниже церковного на 7 ступеней».

Сень представляет собой восьмигранный шатер, который поддерживают четыре колонны
Фрагмент набережной, выделенным шатровой яшмовой сенью.
Одни из дверей храма

Примечательно, что высота храма составляет 81 метр. 1881 год трагической гибели Александра II. Колокольня возвышается на 63 метра. Столько же лет было императору на момент его смерти..

Макет собора

Собор Воскресения Христова произвел на меня огромное впечатление.Это один из многих архитектурных шедевров нашего города, причем обладающий своей очень оригинальной светской и церковной красотой. Очень рекомендую пойти на экскурсию в собор, разочарованы не будете.

До новых встреч.

Спасибо за просмотр!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

четырнадцать − 10 =