Петровские ворота

Петровские ворота Петропавловской крепости — первые и самые старейшие триумфальные ворота нашего города.

Общий вид Петровских триумфальных ворот
Общий вид Петровских триумфальных ворот

Были названы так поскольку в самом начале их венчала фигура апостола Петра, не сохранившаяся до наших дней. Представляют собой монументальную композицию высотой около 16 метров, декорированную барельефами и статуями. Толщина стены через которую ведут ворота около 20 метров.

Верхняя часть ворот выделена аттиком с фронтоном. Во фронтоне помещен горельеф с изображением бога Саваофа, который в руке держит сферу-символ вселенской власти.

В средней части — огромный барельеф, изображающий событие «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром». В средней части барельефа-изображение Петропавловской крепости.

Барельеф низвержение
Центральный барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром»

Ниже барельефа, над пролетом арки, прикреплен отлитый из свинца герб России-двуглавый орел, сжимающий в когтях скипетр и державу.

Герб России
Герб России

По бокам арки, в нишах, расположены две женские скульптуры. Это античная богиня Афина в двух образах: Полиады — покровительницы города и Паллады — победоносной воительницы.

афина полиада
Скульптура «Афина Полиада»
афина паллада
Скульптура «Афина Паллада»

Современному человеку сложно понять суть изображенного на вратах.
Однако в петровское время вся эта композиция легко читалась современниками императора.

Это была своеобразная картина-рассказ: Петр I низверг Карла XII с высоты ложной непобедимости (в этом аллегорический смысл центрального барельефа) и основал город с крепостью; помогала ему с этом богиня Афина. Примечательно, что изображение Петропавловской крепости покоится на огромных каменных глыбах — указание на фундаментальность и непоколебимость крепости и города на Неве.

Немного истории

16(27) мая 1703 года на Заячем острове состоялась торжественная закладка Петропавловской крепости. 13 августа 1704 года русская армия освободила Нарву — древний славянский город Ругодев. Это было огромное событие для России и Петра, ведь четырьмя годами ранее русские полки потерпели горькое поражение при попытке взять город.

Петр повелевает построить триумфальные ворота при въезде в Нарвскую крепость, что было сделано по проекту Д.Трезини. В эти же годы архитектор возглавил строительство Петропавловской крепости и собора.
Петр поручает ему возвести триумфальные ворота, повторяющие Нарвские.

В 1708 году деревянные триумфальные ворота были возведены и стали украшать въезд в крепость, впоследствии их перестроили в камне. Их облик по большей части сохранился до сегодняшних дней.

барельеф и горельеф
Центральная часть триумфальных ворот

В первоначальном варианте ворота украшались девятью статуями — были фигуры апостолов Петра и Павла, статуи «Вера» и «Надежда», статуи трубящих гениев Славы.
До нашего времени сохранились только статуи Афины в нишах.

Центральный барельеф был выполнен из дерева и имеет внушительные размеры — 4,9 х 3,35м. Вырезан он был в 1708г. известным мастером скульптуры и резного дела Конрадом Оснером, тем самым, кто впоследствии принимал участие в оформлении фонтанов и каскадов Петергофа.

Низвергнутый Симон, фрагмент центрального барельефа
Низвергнутый Симон, фрагмент центрального барельефа

Деревянные барельефы с изображением воинских доспехов (по бокам арки) были изготовлены по эскизам Д.Трезини позднее- в 1730г. резчиком Петром Федоровым — помощником скульптора Николо Пино.

Главный элемент ворот, пожалуй, горельеф двуглавого орла. Именно он в первую очередь притягивает взор. История его тоже интересна. Долгое время, более 10 лет, ворота украшал лепной алебастровый герб, раскрашенный «под дуб».

Лишь в августе 1720 года над пролетом арки прикрепили горельеф орла, вылитый из свинца, весом более 86 пудов (1376 кг.). Его исполнил скульптор-литейщик Франсуа Вассу, который работал над отливкой и чеканкой более года.

Летом 1723г. живописец Александр Захаров и позолотчик Иван Уваров окрасили и вызолотили барельефный герб.

Герб России. Фрагмент (Георгий Победоносец, поражающий дракона)
Герб России. Фрагмент (Георгий Победоносец, поражающий дракона)

Свидетели основания города, Петровские ворота всегда оставались памятником особого значения.В дни празднеств их нарядно иллюминировали — было это в честь Полтавской виктории, побед при Гангуте и Гренгаме, заключения долгожданного почетного Ништадтского мира.

Во время блокады Ленинграда фасад был серьезно посечен осколками фашистских снарядов, но барельефы и статуи сохранились. В 1951г. ленинградские реставраторы воссоздали утраченные части архитектурного декора.

Даты

  • 1708г. постройка деревянных ворот. Архитектор Д.Трезини, скульптор К.Оснер
  • 1714-1716гг. Перестройка ворот в камне. Архитектор Д.Трезини, скульптор К.Оснер
  • 1720г. Установка свинцового орла. Скульптор-литейщик Ф.Вассу
  • 1723г. Золочение и раскраска орла. Художник А.Захаров
  • 8 февраля 1725г.  Смерть императора Петра I
  • 1730г. Установка барельефов «Военные трофеи». Резчик П.Федоров по рисунку Д.Трезини
  • 1951г. Послевоенная реставрация ворот. Архитекторы А.Л.Ротач и А.А.Кедринский, резчики И.Н.Болдосов и П.С.Румянцев.
  • 1951г. Дополнение утраченных фрагментов орла. Скульптор А.Ф.Гуржий

Небольшие пометки

  • отличие барельефа от горельефа в том, что последний выступает из плоскости фона (стены) более чем наполовину; барельеф («низкий профиль») — менее чем наполовину.
  • аттик — декоративная стенка, возведенная над карнизом, который венчает сооружение 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.