Особняк Кельха

В центре Санкт-Петербурга есть красивый дом, внутреннее убранство которого сохранилось практически без изменений — это особняк Кельха или, как его еще называют, Дом юриста. Второе название здание получило после того, как в 1998 году перешло к юридическому факультету Санкт-Петербургского Университета.

Внешний фасад особняка Кельхов

Уникален большой особняк тем, что в его архитектуре и интерьере сочетается множество стилей: фасад-французский ренессанс, дворовые фасады-готика, Белый зал-барокко, столовая-готика. Удивительное сочетание, которое придает интерьерам неповторимую красоту. Когда идешь внутри — ощущение, что переступаешь из века в век. В отделке использованы очень дорогие материалы.  Лепнина, витражи, скульптуры, роспись, камины, резьба по дереву, разнообразный орнамент — все это можно увидеть здесь! И главное, поражает искусная работа зарубежных и безызвестных русских мастеров, чьими руками создана эта красота. 

Владелицей этого особняка была Варвара Петровна Кельх, урожденная Базанова — богатейшая наследница династии золотопромышленников. Она унаследовала огромное состояние, в которое входили Ленские золотые прииски, Ленско-Витимское пароходство. В 1892 году Варвара Петровна вышла замуж за старшего из братьев Кельх — Николая Фердинандовича, но прожили вместе они недолго — он умер через 2 года. 

Братья Кельх, слева — Николай в погребальном покрывале

В 1894 году Варвара Петровна выходит замуж за младшего брата своего покойного мужа — Александра Фердинандовича Кельха. В 1896 году они приобретают особняк и Варвара Петровна хочет видеть свой дом более современным и богатым.
Для обустройства особняка супруги Кельх пригласили молодых архитекторов — Чагина В.И.и Шине В.И.(французский ренессанс), затем работу продолжил Карл Шмидт. В 1903 году по его проекту во дворе был построен ажурный готический павильон в стиле неоготики.

Особняк поражает своей роскошью и великолепием!

Вестибюль

Парадная лестница из белого мрамора, украшенная позолотой, была изготовлена в камнерезной мастерской Георгия Листа. Интересно, что лестницу делали в Москве, хотя в Петербурге были прекрасные камнерезные мастера, но у них было много заказчиков, а Варвара Петровна не хотела ждать. 

Парадная лестница
Клеймо мастерской Г.Листа

Стены вестибюля оформлены полотнами конца 19 в., которые прекрасно сохранились.

Картины на стенах вестибюля

Потолок с витражом и красивой люстрой освещает парадную лестницу.

Потолочный витраж

В нишах стены — мраморные скульптуры (копии с работ Кановы) — «Пробуждение» и «Венера Италийская».Были заказаны во Флоренции, откуда их доставили на судне.

«Пробуждение»
«Венера Италийская»

По сторонам зеркала установлены бронзовые канделябры с крылатыми фигурками «Ники».

Канделябр «Ника»

Кабинет

Почти полностью выполнен из орехового дерева в стиле барокко. 

Фрагмент резной стены из орехового дерева в кабинете

На резном потолке можно увидеть изображение молота, грабель, косы, лопаты, а также изображение щита с шестиугольной звездой. Огромное пространство занимает камин — глядя на него, невозможно не восхититься исполнению. В центральной части над рыцарем есть вензель А и К — Александр Кельх.

Общий вид камина и резного потолка. Люстра без позолоты, что придает интерьеру строгость
Резной потолок из орехового дерева. Поражает филигранность работы
Роскошный камин из лабрадорита
Вензель, венчающий камин

Белый зал

Это, пожалуй, главная жемчужина внутреннего интерьера большого особняка. Все его оформление было призвано произвести впечатление на гостей и это получается. Выполнен из белого и розового мрамора с изумительными лепными композициями

Позолоченная лепнина Белого зала
Стены Белого зала

Между окон размещены огромные зеркала.  Потолок с лепниной и позолотой! Освещается этот прекрасный зал люстрой из золоченой бронзы, изготовленной на Санкт-Петербургской фабрике Штанге.  Украшением служит камин из итальянского мрамора со скульптурной группой «Пробуждение весны» с подписью автора «M. Dillon, 1899» — Марии Диллон — первой женщины-скульптора в России.

Зеркало Белого зала
Фрагмент потолка и камина в Белом зале
Люстра Белого зала
Камин «Пробуждение весны» работы Марии Диллон

Готическая столовая

Почти весь интерьер выполнен из орехового дерева — стены, потолок, мебель, обрамление дверных проемов. Великолепен инкрустированный паркетный пол. 

Паркетный пол с инкрустацией. Примечательно, что орел одноглавый, такую геральдику имела Римская империя, в современном мире — Германия ( А.Ф.Кельх по происхождению был немцем лютеранского вероисповедания). В России же двуглавый орел олицетворял светскую и духовную власть.

В окнах прекрасные витражи, выполненные в 1898 году в мастерской Эрнста Тоде в Риге. На части витражей изображены хозяева особняка, например, на этом — Варвара Петровна Кельх.  

Хозяйка особняка

В столовой — огромный камин с резным оформлением. Верхняя часть его оформлена в виде геральдической композиции — щит с монограммой хозяев, которую поддерживают олень и конь. Почему то вспомнились стихи А.С.Пушкина:

                                    В одну телегу впрячь не можно,                                                                                                  Коня и трепетную лань… 

Щит с монограммой

По сторонам установлены фигуры мужчины и женщины в средневековых одеждах. Ранее по бокам камина находились гобелены. 

Камин с геральдикой

Из столовой по винтовой лестнице можно попасть на антресоли, где раньше был орган.

Лестница на антресоли

Для украшения интерьеров особняка приобретались множество изумительных по красоте, очень дорогих вещей, например, яйца Фаберже, которые, кроме императорской фамилии в России, могли себе позволить только Юсуповы и Нобели. Александр Фердинандович купил для своей супруги 7 яиц Фаберже! Он дарил их ей на Пасху. Несомненно, что приобретались они на средства В.П.Базановой-Кельх, скорее всего, это было некое подражание традиции императорской семьи.

В здании много тайников и внутренних винтовых лестниц. В одном из кабинетов есть шкафы, имеющие потайную кнопку, с помощью которой можно раздвинуть дверцы шкафа. Сохранились комнаты-сейфы. Так что, вполне возможно, что особняк еще  хранит какие-то тайны.  Впечатлений осталось масса; здание, действительно, является шедевром зодчества. Очень рекомендую посетить!    

Интересные факты и некоторые размышления.

  • Брак Варвары Петровны Базановой с Н.ф,Кельхом представляется несколько странным, поскольку семья Кельхов не принадлежала к знатному роду и не владела какими-либо капиталами. Но это если не принять во внимание, что отец Николая Фердинандовича, Фердинанд Каспарович Кельх (немец-лютеранин) был статским советником, за службу свою награжден орденом св. Станислава, что давало его кавалеру звание дворянина. Скорее всего, имел место быть мезальянс, очень распространенное в те времена соединение капитала с дворянским статусом.
  • Еще более странным был второй брак Варвары Петровны с А.Ф.Кельхом, поскольку первые два года они прожили раздельно, Варвара Петровна — в Москве, Александр Фердинандович — в Петербурге, где нес службу в чине корнета.
  • После заключения брака Александр Фердинандович, помимо военной службы, принял участие в делах Компании промышленности (основана дедом Базановой, доля от которой после смерти отца отошла к ней), но чисто номинально в качестве члена правления, а также был управляющим делами жены.
  • В Петербург Варвара Петровна приезжает только в 1898г., спустя два года после покупки дома.
  • Вероятно, то как Александр Фердинандович управлялся с делом реконструкции большого особняка, ее не устроило, так как сразу по приезду она заказывает новый проект Карлу Карловичу Шмидту.
  • Тем же , 1898г.  датируется первый заказ у Фаберже.
  • Вполне возможно, что протекцию в этом составил К.К.Шмидт, который был сыном двоюродной сестры ювелира, строил его дом на Б. Морской, и дачу в Осиновой Роще.   
  • В 1900г. супруги впервые упоминаются во «Всем Петербурге» как живущие по одному адресу — Сергиевская, 28.  Александр Фердинандович уже титулярный советник, спустя некоторое время становится председателем Компании промышленности.
  • Последнее яйцо Фаберже (7-ое) заказано в 1904г., у семьи второе по величине собрание после императорской семьи.
  • В 1904г. Варвара Петровна уезжает в  Париж, оставив мужа, дочерей Юлию (от Николая),  Лизу (от Александра) и мать.Что ее сподвигло на такой шаг — неясно.
  • Начиная с 1905г. в семью приходят финансовые проблемы, заложен дом на Сергиевской (со всей обстановкой) за 700 000 рублей, позже в 1907г .- дом самого Кельха.  
  • Долги росли, в 1910г. Кельх продает компанию жены, свой дом, но, похоже, это не помогло решить все проблемы с финансами.
  • В 1912 г. особняк был продан почетному гражданину Петербурга члену Совета торгового Общества взаимного кредита Ивану Михайловичу Александрову.
  • В 1916 г. Александр Фердинандович принял православие и сменил отчество на Федорович. Причина, скорее всего, в росте антигерманских настроений в обществе из за войны. Он вновь на службе, имеет чин полковника.
  • в 1924 (1926г.) умирает мать Варвары Петровны, дочь помогала ей до конца.
  • В 1928 г. зафиксирована продажа полной коллекции золотых яиц Фаберже в Париже.
  • Варвара Петровна благополучно доживает до 87 лет (ум. в 1959г.), ни разу не приехав в Россию. 
  • Иная, более трагичная судьба у А.Ф. Кельха. После революции он скитается по стране, рок забрасывает его даже на восток страны, заводит новую семью.В итоге возвращается в Петроград, не может найти работу, живут они на деньги новой жены и переводы от Варвары Петровны. Торгует папиросами. Скорее всего, именно переводы от бывшей жены из за границы и послужили причиной того, что в 1930 г. Александр Федорович был арестован и отправлен в лагеря, где и умер.
Спасибо за просмотр!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

2 × два =