Особняк Брусницыных

Особняк Брусницыных находится в промышленной части Васильевского острова. Это настоящая жемчужина в ожерелье сохранившихся особняков Санкт-Петербурга. С виду он неприметный, но внутреннее убранство поражает сохранившейся красотой! К сожалению, в данный момент этот памятник архитектуры находится в плачевном состоянии..

Вид особняка со стороны сада

В 1844 году этот особняк приобрел крестьянин из Твери Брусницын Николай Мокеевич. Он создал небольшую кожевенную мастерскую. Вскоре дела пошли на лад — мастерская расширилась и образовалась большая фабрика, на которой трудилось 600 рабочих, Николай Макеевич стал купцом первой гильдии. Фабрика была оборудована по последнему слову техники.

К концу 19 в. кожевенная фабрика «Брусницын Н.М. с сыновьями» стала крупнейшей в Санкт-Петербурге.

Здание бывшего кожевенного завода

Фабрика занимала несколько корпусов по Кожевенной линии, также Брусницыным принадлежала земля на Косой линии, где ими были построены общежитие для рабочих фабрики, богадельня, Дом презрения для детей сирот. Все они полностью содержались Брусницыными..

В 1918 году кожевенный завод «Н. М. Брусницын и сыновья»  (осн. 1847г.)  был национализирован.  В 1919 г. он был переименован во 2-ю кожевенную фабрику, в 1921 г. во  2-й государственный кожевенный завод.  В 1922 г. ему присвоено имя А. Н. Радищева,  в особняке расположилась администрация завода.

Переходная галерея соединяющая кожевенный завод и складские помещения.
Охранная доска
Эркер особняка и зимний сад — вид со стороны сада.

По парадной мраморной лестнице мы попадаем в прекрасный особняк Брусницыных!

В советское время лестница была закрыта деревянными перекрытиями, на которых стояли столы. Но, благодаря этому,  сохранилась почти в первозданном виде. Для проведения очередных киносъемок перекрытия удалили, и теперь ничто не мешает любоваться лестницей!

Мраморные лестница и камин.
Ранее из этого окна курительной комнаты можно было увидеть зимний сад и входящих гостей.
При Брусницыных из этого окна входящие видели прекрасный зимний сад.
Украшение парадной лестницы — кариатида

Белый зал

В особняке хорошо сохранились несколько залов. Один из них — Белый зал, оформленный в стиле Людовика XV. Он богато украшен лепниной и позолотой. Стены, потолок и двери покрыты растительными орнаментами, амурами, музыкальными инструментами. Сохранились большие цельные окна в деревянных рамах, мраморные подоконники.

Изначально зал был покрыт лепниной и позолотой, но в советское время его покрасили белой краской..
Подлинная хрустальная люстра! В советское время ее также украшали серп и молот 🙂
Значительное пространство на стенах занимают лепные панно с изображением ваз, цветов и фигурок сатиров со свирелями и другими музыкальными инструментами.
Дверь Белого зала, ведущая в гостиную.
Небольшая скульптура А.Н. Радищева до сих пор стоит в Белом зале.
Также неплохо выглядит прекрасный камин, верхняя часть его украшена путти, а по бокам расположились милые ангелочки (амурчики).
Целующиеся путти 🙂
Декор камина — амурчики 🙂
Подлинные тумбы для ваз с цветами! В советское время на них стояли бюсты Ленина и Сталина.

Зеркало

Над камином в раме с лепниной огромное зеркало, в нем отражается хрустальная люстра и лепнина на потолке.

Зеркало «Дракулы» 🙂

Существует легенда о зеркале Брусницына, которое находилось в Белом зале и приносило беды и несчастья своим владельцам. Согласно ней, Брусницын заказал в Италии старинное зеркало для своего роскошного строящегося особняка. Рассказывают, что ранее оно висело в усыпальнице графа Дракулы (якобы усыпальница находилась в одном из венецианских палаццо).

Все бывавшие в особняке и смотревшие в зеркало люди начинали испытывать странные ощущения, и с самим семейством Брусницыных с тех пор стали происходить необъяснимые явления, вплоть до несчастных случаев, после одного из которых зеркало решено было убрать в кладовую. Некоторые утверждают, что зеркало действительно существовало, но куда-то сгинуло после революции. Другие убеждены, что легенда о таинственном зеркале — всего лишь выдумка современных журналистов. Третьи считают, что зеркало до сих пор находится в особняке..

На раме зеркала сохранилось заводское клеймо.

Курительная комната

Рядом с Белым залом находится курительная комната, оформленная в мавританском стиле. Сохранилась люстра из стекла и латуни. Это небольшое волшебное помещение как из сказки «Тысяча и одна ночь»..

Мавританский стиль – восточная сказка, яркий колорит, утонченные орнаменты и чарующая изысканность.
Подлинная люстра из стекла и латуни.
Орнамент, покрывающий не только стены, но и потолок составляют листья на тонких стеблях, цветы — все это пересекается, закручивающееся и смешивающееся с комбинациями геометрических линий..
Тонкий изысканный орнамент мавританского стиля.
При Брусницыных было не зеркало, а окно, позволяющее видеть лестницу.

Бильярдная

Попасть в Бильярдную возможно  из оранжереи, с лестницы или  столовой, из которой сюда ведет потайная дверца. В помещении уцелел лепной потолок под дерево и люстра.

Сохранившаяся бронзовая люстра с ручкой, позволявшей ее опускать над бильярдным столом.

Бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных  принадлежностей, двери и резной камин. Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью. 

Возможно Брусницыны здесь хранили кии для бильярда.
Изящная ручка двери.
Декоративное украшение двери, ведущей в бильярдную.
Когда-то в бильярдной ещё был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал свет из соседней оранжереи.

Гостиная

Гостиных в особняке было несколько, но сохранилась только одна — в советское время она служила кабинетом директора завода.

Прекрасный золоченый лепной орнамент на дверях, потолке и в обрамлении зеркал.
Маскарон украшающий дверь.

Гостинная выполнена в стиле рококо и оформлена в теплых коричневых тонах. 

Потолок гостиной
Стены разбиты на отдельные панно и затянуты шелком. Он подлинный, ему 100 лет!
Два зеркала, поставленные друг против друга, создают иллюзию бесконечной перспективы, в них отражается роскошная люстра.
Потолок гостиной обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка.
Створка печи и элемент декора.

Парадная столовая.

Парадная столовая выполнена в стиле позднего ренессанса. Практически всё сохранившееся в помещении убранство — подлинное. Особенно впечатляет лепной кессонированный потолок, окрашенный под дерево и гармонирующий с деревянными настенными панелями и дверями, подлинные бронзовая люстра и настенные светильники.

Подлинная бронзовая люстра. Первоначально для освещения использовались свечи, впоследствии замененные электрическими лампами.

В столовой стоял большой дубовый стол, вокруг обитые кожей 60 стульев — здесь собиралась семья Брусницыных, друзья и коллеги.

Очень хорошо сохранился резной буфет, в котором с левой стороны есть потайная лестница, ведущая в бильярдную.

Резной буфет.
Потайная дверь из столовой в бильярдную.
Хорошо сохранившиеся деревянные настенные панели.

В столовой нет окон, деревянные двери с гравированным стеклами ведут в зимний сад (оранжерею).

Оттуда можно было выйти в сад, расположенный рядом с особняком. После революции многие растения были переданы в Ботанический сад, а сам зимний сад превратился в химическую лабораторию.

Зимний сад — вид изнутри.
Зимний сад — вид снаружи.

В особняке Брусницыных снимались некоторые сцены фильмов:  «Шагал — Малевич» Александра Митты, дом Вронского в картине Владимира Соловьева «Анна Каренина», а также фильм Алексея Учителя о Матильде Ксешинской, Дом Грильо в фильме «Господин оформитель», «Дуэлянт».

Спасибо за просмотр!
Tweet 20

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.