Александринский театр

В величественном здании в стиле ампир рядом с Невским проспектом расположился Александринский театр. Фасад прекрасного здания украшен скульптурами – муза комедии Талия, муза трагедии Мельпомена, муза истории Клио и муза танца Терпсихора. Здание театра красиво обрамляет скульптурный фриз с театральными масками и переплетенными ветвями, а маскароны в виде львиных морд украшают оконные и дверные проемы первого этажа.

Фасад Александринского театра
Фасад Александринского театра над колоннадой украшает квадрига, управляемая богом искусств Аполлоном. Автор скульптуры — С. С. Пименов.

В 1756 году, по Указу императрицы Елизаветы Петровны, был создан «первый постоянный публичный театр» . Первоначальное название — «Русский театр для представлений трагедий и комедий». С 1759 года театр получил статус придворного и до революции 1917 года находился под личным патронатом российских монархов. Свой нынешний облик и имя Александринский театр получил в 1832 году. Название было дано в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны.

Здание театра
Здание театра — шедевр мировой театральной архитектуры. Охраняется ЮНЕСКО

Архитектор Александринского театра — выдающийся зодчий Карл Иванович Росси. Эта работа оказалась последней для него.. Во время строительства театра возникла проблема с сооружения подвалов. Изначально пол хотели сделать значительно ниже, но это проблематично, так как здание стоит на болоте. Но нашли выход — по венецианской технологии в болото на Невском проспекте вбили три тысячи дубовых свай, а сложные системы дренажа из колодцев и труб давали возможность откачивать воду.

Зрительское фойе

Фойе, лестницы и вестибюли театра украшены скромно, в отличии от нарядного и торжественного зрительного зала, выполненного в многоярусной системе с ложами, амфитеатром и просторным партером.

Вход в театр, зрительское Фойе
Вход в театр. Зрительское Фойе

В арочном проеме Зрительского фойе в конце лестницы находится большое зеркало — это замаскированная дверь, за которой был тайный ход, сделанный для того, чтобы император мог пройти в ложу незамеченным.

Фойе с зеркалом
«Вход в кресла и места за креслами» — гласит надпись над аркой в Зрительском фойе.
Зеркало — тайный вход для императора
Потолок в фойе
Потолок, из-за нехватки средств, украшен росписью, а не не лепниной, как планировалось изначально

В углах театра можно увидеть радиаторы необычной конструкции. При Росси был построен воздуховод, по которому из печки, размещенной под зрительным залом театра, теплый воздух, ароматизированный французскими духами, распространялся по всему зданию. Духи закупались канистрами!

Радиатор отопления
Радиатор действует и поныне

Царское фойе

Плафоны фойе, царской и министерской лож были расписаны по рисункам самого Карла  Ивановича Росси, а плафон зрительного зала, изображавший Олимп и Парнас, писал Антон Виги.

Царское фойе
Царское фойе

Мраморные камины в Царском фойе украшены бюстами А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова. В одном из документов сообщалось: «..совершенно справедливо оказать такое же внимание к памяти этих авторов, какое уже оказано таким писателям, как Фон-Визин, Гоголь и Островский, то есть заказать их бюсты из бронзы и поместить таковые в фойе Александринского театра. Таковые бюсты, исполненные скульптором Дирекции Каменским и вылитые из бронзы Мореном, обойдутся до 1500 рублей».

Ковер перед царской ложей
Ковер перед царской ложей

По протоколу в главной ложе театра император мог появиться только в сопровождении свиты, при этом исполнялся гимн «Боже, царя храни».

Вход в Царскую ложу
Вход в Царскую ложу

Зал

При планировании внутреннего убранства театра император Николай I желал видеть обивку зрительного зала в красном цвете, а Росси хотел украсить зрительный зал обивкой голубого цвета. Архитектор объявил императору, что такой в наличии нет, и если ждать её закупки, то открыть театр в срок не удастся. И император уступил. Накануне 1849 года Николай I захотел обновить убранство зрительного зала Александринского театра. Он приказал увеличить четыре ложи около сцены и заменить обивку зала на красную, что было поручена Карлу Росси, который создал два проекта переделок.

Царская ложа. Каждый ярус в зрительском зале имеет свой узор!
Царская ложа. Каждый ярус в зрительском зале имеет свой узор!

В год открытия Александринского театра на основании императорского повеления дирекция предоставила Карлу Росси в безвозмездное и вечное пользование билет в ложу №14 второго яруса, рядом с царской ложей. Но в 1837 году директор императорских театров Гедеонов доложил министру двора, что архитектор продает места в своей ложе «кому попало». После этого случая Росси было объявлено о том, что при последующем подобном инциденте он лишится билета.

Нижняя ложа слева от сцены - личная ложа императора, над ней - семейная ложа, выше - детская ложа
Нижняя ложа слева от сцены — личная ложа императора, над ней — семейная ложа, выше — детская ложа

Справа от сцены нижняя ложа принадлежала директору императорских театров, выше — министру внутренних дел.

Ложи для слепых зрителей
Справа и слева небольшие ложи наверху отдавали слепым зрителям, так как из них ничего не было видно, но очень хорошо слышно

В партере рассаживались офицеры, чиновники, помещики. Дам в начале XIX века туда не пускали, по одной из версий, чтобы сидящие на ярусах не заглядывали в декольте. Семьи всегда размещались в ложах. Театр был доступен и простолюдинам, они занимали места на верхнем ярусе, на обыкновенных скамейках. Зрители не пересекались, места за креслами отгораживали от партера и входы туда были разными.

Вид зрительного зала
Зрительские места и ярусы в перерывах между спектаклями, накрываются тканью, которая называется пижамой. Это делается для того, чтобы бархат не впитывал пыль

Люстра, которая сейчас висит в зале, вторая. Первая была деревянная, резная на 72 свечи. Перед спектаклем люстра поднималась в люк расположенный в потолке, в ламповый зал и там зажигали свечи, после спектакля люстру поднимали и гасили свечи.

Орнамент потолка
Орнамент потолка

При попытке провести электрические провода по первой, деревянной люстре, она рассыпалась из-за жара свечей.
Срочно была нужна новая люстра и ее привезли из Зимнего дворца.
Эта люстра была больше в диаметре, чем первая и не помещалась в люк. Для того чтобы её помыть или поменять лампочки, люстру опускают в партер.

Люстра из Зимнего дворца
Люстра из Зимнего дворца
Портал над сценой
Портал над сценой

Театр славится своей великолепной акустикой. Даже если актер тихо прошепчет со сцены, его слова будут слышны из любой точки зрительного зала.  В конструкции здания Карл Росси заложил акустическую трубу — систему, которая идеально улавливает и отражает звук. Ложи, чуть наклоненные к сцене, также работают как резонаторы.

Акустическая труба
Акустическая труба

В Александринском театре бывали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов, Чайковский, Витте, Столыпин, Маннергейм и многие другие политики, коронованные особы, ученые, военные, деятели культуры.

Музей

На третьем ярусе театра находится уникальная экспозиция, посвященная истории старейшей драматической труппы России — Музей русской драмы. В восьми залах представлены уникальные сценические костюмы, декорации, мебель, реквизит из спектаклей XIX-ХХ вв., созданные по эскизам выдающихся театральных художников: А.Я. Головина, И.Я. Билибина идр.

Боярский зал

В этом зале представлены эскизы декораций, костюмов, предметы реквизита и бутафории, а также сами костюмы к  спектаклям: «Борис Годунов» А.С. Пушкина (1934, 1949, 1999), «Великий государь» В. Соловьева (1945) и «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого (1957). 

Царский кафтан
Царский кафтан «Борис Годунов» (А.С.Пушкин, постановка1999г.)
Бутафорский сундук
Бутафорский сундук
Сарафан белый от костюма царицы ("Великий государь",1945)
Сарафан белый от костюма царицы («Великий государь»,1945)
Царские кафтаны к спектаклям "Борис Годунов" (постановка 1934г.)  и "Великий государь" В.А.Соловьева (постановка 1945г.)
Царские кафтаны к спектаклям «Борис Годунов» (постановка 1934г.) и «Великий государь» В.А.Соловьева (постановка 1945г.)

Гоголевский зал

В экспозиции представлены оригинальные костюмы, бутафория и реквизит из спектакля «Похождения Чичикова» ( Н.В.Гоголь, «Мертвые души») .

Костюм Коробочки, "Мертвые души"
Костюм Коробочки, «Мертвые души»

Головинский зал

Одно из центральных мест в коллекции костюмов, мебели и бутафории занимают предметы, созданные по эскизам выдающегося художника «Серебряного века» А.Я. Головина.  Здесь представлена сохранившаяся обширная коллекция подлинной мебели, созданной в мастерских театра по эскизам этого художника для спектакля «Маскарад» М.Ю.Лермонтова.

"Маскарад". Стул из картины "Бал",1917
«Маскарад». Стул из картины «Бал»,1917
"Маскарад",1917
«Маскарад»,1917

Зал XVIII века

В 1930-е годы было создано две редакции пьесы А.Н. Толстого «Петр Первый», где помимо первого российского императора предстали многие исторические личности – его сподвижники и современники.

Камзол придворного и платье царевны Анны ("Петр I" А.Н.Толстого, постановка 1938г.)
Камзол придворного и платье царевны Анны («Петр I» А.Н.Толстого, постановка 1938г.)

Императорский зал

В этом зале воспроизведена обстановка императорских апартаментов в Александринском театре  в эпоху Николая I. Колористическая гамма отделки — голубой шелк и вызолоченные орнаменты – напоминает о первоначальном декоре театра, придуманном К.И. Росси. 

Фрагмент витрины в Императорском зале
Фрагмент витрины в Императорском зале

Театральный разъезд

Костюмы конца XIX века
Костюмы конца XIX века
Костюм Гертруды (в центре) из пьесы В.Шекспира "Гамлет", постановка 1954г.
Костюм Гертруды (в центре) из пьесы В.Шекспира «Гамлет», постановка 1954г.
Костюмы, корона и трон Клавдия ("Гамлет", 1954)
Костюмы, корона и трон Клавдия («Гамлет», 1954)

Так же в музее представлены костюмы и атрибуты других времен, они обозначены как Советский и Тургеневский залы. Предлагаю Вам посетить Александринский театр и его музей и увидеть все собственными глазами. Будет интересно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.